Авторская страница

поэта, автора-исполнителя песен, прозаика


Владимира Гинсбурга

г.Самара

С того момента, как в доме были обнаружены два трупа – хо-зяйки дома Вероники Хочубей и ее постояльца, преподавателя Нико-на Васильевича Васильева, – прошло два дня.

Николай Петрович Трифонов сидел за столом в своем кабинете, обдумывая дальнейший ход событий по этому непростому делу. Он понимал: все, что удалось собрать за прошедшие два дня по делу Ва-сильева и Хочубей, пока не стоит и выеденного яйца. Уже не первый раз следователь городской прокуратуры задавался вопросом: что же могло заставить убийцу решиться на ликвидацию Васильева? Вывод напрашивался только один: этими людьми было совершено какое-то очень серьезное преступление. Директор техникума отзывается о по-койном как об очень порядочном и мягком человеке. Да и студенты все в один голос твердят, каким добрым и чутким человеком был их преподаватель по физике и математике. С каждым общался на вы и никогда ни на кого не повышал голос. Подумать только, студенты ждали его уроков как праздника! Просто в голове не укладывается, как мог такой человек пойти на какое-то серьезное преступление? Тогда за что, за что все-таки неизвестный, которого видели в тот день директор техникума Зырянский и трое студентов, так безжалостно отправил на тот свет учителя и случайную свидетельницу – хозяйку дома Веронику Хочубей? То, что убийца и его жертва хорошо знали друг друга, не вызывало никакого сомнения. Исходя из показаний свидетеля Зырянского, наблюдавшего в окно своего кабинета, они друг с другом крепко поздоровались, затем направились в сторону дома, где снимал комнату покойный Васильев.

«Да, тут что-то не очень-то вяжется, – продолжал анализировать ход своих мыслей следователь прокуратуры. – А что если учитель был случайным свидетелем преступления, совершенного некогда его же будущим убийцей и решил того шантажировать, угрожая, что до-несет на него в органы, за что и поплатился собственной жизнью? Та-кое вполне возможно. Необходимо срочно установить личность лже-Васильева, иначе мы не сдвинемся с места по этому делу. А мне это дело необходимо во что бы то ни стало раскрыть. Вне всякого сомне-ния, оно потянет за собой еще какое-то серьезное предыдущее пре-ступление. Вот тогда, дорогой Николай Петрович, будут вам и почес-ти, будут и награды»! – произнес он в шутку вслух самому себе. Та-кие вот рассуждения прогонял в мозгу, сидя за столом в кабинете, следователь городской прокуратуры Николай Петрович Трифонов.

Взяв трубку телефона, он позвонил на вахту.

– Я вас слушаю, товарищ следователь, – отчеканил служебным голосом милиционер, несущий караульную службу на вахте.

– Зудов, срочно разыщите оперуполномоченного Ермилова и пе-редайте, что я жду его в своем кабинете. Пускай пулей летит ко мне.

– Есть, товарищ следователь!

Минут через пять в кабинет следователя вошел молодой человек лет двадцати пяти. Им был оперуполномоченный Дмитрий Ермилов. На этой должности он проработал два года, зарекомендовав себя как добросовестного, исполнительного и знающего свое дело специали-ста. Два года назад Ермилов окончил юридический факультет Казан-ского политехническкого университета. Как молодой специалист он был направлен в город Петрозаводск, в городскую прокуратуру. На-чинал молодой специалист свою карьеру с должности младшего оперуполномоченного.

– Вызывали, Николай Петрович?

– Да, Дима, заходи. Я тебя вызвал по делу об убийстве Васильева и Хочубей.

– Я вас слушаю.

– Дима, тебе завтра придется ехать в Ленинград. Дело не терпит отлагательств.

Старший следователь прокуратуры поднялся из-за стола. Подо-шел к окну и, раздвинув шторы, устремил свой взор на затянутое се-рой пеленой небо. Он молча наблюдал на сыплющий с неба облож-ной дождь, пребывая в глубокой задумчивости. Молодой оперуполномоченный посмотрел в спину начальнику, про себя отметив: «Похоже, шеф находится не в лучшем расположении духа, что случается с ним крайне редко. Возможно, схлопотал пилюлю от начальства».

– Николай Петрович, – первым нарушил молчание подчиненный, – скажите, в чем будет заключаться цель моей командировки в Ленинград?

– У меня имеются кое-какие соображения, – продолжая смот-реть в пасмурное небо, ответил следователь прокуратуры.

Затем он прошел к столу и, не усаживаясь, продолжил:

– Я почти уверен, что покойный Васильев был вовсе не Васильев, и это его вымышленное имя. И еще у меня имеются все основания сомневаться в том, что он несколько лет тому назад переехал жить из Польши в Россию. Словом, чтобы развеять все сомнения, я предлагаю вот что. Дело в том, что учитель лже-Васильев, исходя из слов дирек-тора техникума Зырянского, обладал блестящими знаниями в области физики и высшей математики. И если он никогда не проживал в Польше, а сочинил для себя эту легенду, то получается, что родился, жил и получил высшее образование этот человек где?

– В России, – ответил Ермилов.

– Вот именно, в России. Следовательно, его можно элементарно вычислить. Ты догадываешься каким образом?

– Догадываюсь, Николай Петрович. По университетам, в одном из которых он получил образование.

– Молодец! Хорошо мыслишь.

Трифонов достал из сейфа паспорт покойного Васильева с вкле-енной в нем фотографией и передал Ермилову.

– В общем так, Дима, – произнес он, – думаю, следует начать с Ленинградского университета. Сегодня после обеда получишь в кассе командировочные и давай-ка завтра выезжай в Ленинград.

По паспорту покойному было тридцать восемь лет. Хотя в том, что паспорт поддельный, нет ни малейшего сомнения. А значит, воз-раст покойного мог быть примерно от тридцати семи до сорока лет. Допустим, тридцать восемь. И если лже-Васильев окончил универси-тет в возрасте двадцати двух – двадцати трех лет, то при помощи не-сложных подсчетов выходит, что он получил диплом об окончании университета лет пятнадцать тому назад, то есть в 1917-1918 году. По расчетам Ермилова, ему нужны были личные дела студентов, окон-чивших факультет физмата от 1916 до 1919 года. И если в Ленинград-ском университете молодому сотруднику УГРО удача не улыбнется, придется по той же схеме работать в других университетах страны. Но почему-то Дмитрий верил в то, что именно в Ленинградском уни-верситете фортуна окажется на его стороне.

Ермилов прибыл поездом в город Ленина. Не теряя времени, он направился в Ленинградское высшее учебное заведение.

Узнав на вахте, где находится деканат физмата, Дмитрий под-нялся на второй этаж в сто первый кабинет. В приемной кабинета де-кана сидела молодая симпатичная девушка-секретарь. Она что-то пе-чатала на пишущей машинке.

– Извините, пожалуйста, – произнес посетитель, – могу я пройти к декану?

– А вы по какому вопросу? – спросила симпатичная секретарь.

– Я сотрудник уголовного розыска, приехал к вам из Петроза-водска. – Показав девушке удостоверение, молодой человек предста-вился, – Ермилов Дмитрий Викторович. А как зовут столь очарова-тельную особу?

– Ольга Владимировна, – слегка засмущавшись, ответила девуш-ка.

– Так вы пропустите меня к вашему начальнику?

– Михаила Борисовича сейчас нет. Он на совещании и будет ближе к обеду.

Ермилов посмотрел на часы, висевшие на стене напротив каби-нета декана. Время показывало двадцать минут одиннадцатого.

– Если вы не очень торопитесь, придется подождать Михаила Борисовича около часа.

– А если очень?

– Тогда, извините. Вам все равно придется его дожидаться.

– Что ж, так оно даже лучше, – с улыбкой произнес Дмитрий. – Наедине с такой девушкой, как вы, Ольга Владимировна, я готов до-жидаться Михаила Борисовича хоть целую вечность.

– Мне кажется, вы слишком преувеличиваете в отношении моей скромной персоны.

– Ну что вы, как раз наоборот. Мне было бы очень приятно по-знакомиться поближе с таким очаровательным созданием. И более того, Ольга Владимировна, я готов сделать вам предложение. Если, конечно, вы не будете возражать.

Широко раскрыв свои красивые глаза, она с изумлением посмот-рела на Дмитрия.

– Не пугайтесь так, пожалуйста. Я всего-навсего хотел бы по-просить вас вот о чем. У меня сегодня свободный вечер, не могли бы вы предоставить мне свои услуги в качестве гида? Завтра мне уже нужно уезжать в Петрозаводск, а так хочется погулять по городу Ле-нина в обществе столь прекрасной особы.

– Вы меня совсем засмущали.

В разговоре возникла пауза, после чего Ермилов, посмотрев де-вушке в глаза, произнес:

– Я с вами абсолютно искренен и очень надеюсь на положитель-ный ответ.

– Хорошо, я согласна, – ответила милая секретарь.

Они договорились встретиться возле дверей университета в 17.°° А пока, чтобы не тратить время даром, Дмитрий стал рассказывать очаровательной секретарше разные приключенческие истории из сво-ей жизни. Он настолько заинтриговал Ольгу Владимировну своими необыкновенными историями, что, когда в приемную кабинета декана вошел человек, никто не обратил на него внимание. До такой степени молодые люди были увлечены общением.

– Молодые люди, я вам не помешал? – с серьезным выражением лица произнес высокий седовласый мужчина с правильными чертами лица (на вид ему было лет шестьдесят).

– Ой, Михаил Борисович, а к вам тут посетитель. Он из уголов-ного розыска. Прибыл к нам из Петрозаводска.

 

 

 

Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82